Тренер вратарей ЦСКА Любовь Коротнева проанализировала выступление голкиперов армейского клуба в текущем сезоне и рассказала о важности импровизации в ее работе.
– Если оценивать выступление нашей вратарской бригады на данный момент сезона, то какой вывод напрашивается прежде всего?
– Нам не хватает стабильности. Одну игру можем играть, потом две не играть, одну играть – три не играть. Порой это выводит из равновесия. У каждого есть свои достоинства и недостатки, но пока недостатков больше. Например, Шана Массон — она очень активная и взрывная, но иногда ее эмоциональная вспыльчивость очень мешает ее статистике. Ей нравится играть на публику, истинно бразильская черта. Бывают броски, которые достаточно просто отбить просто двумя руками, без трюков.
С Леной Уткиной я работала очень тесно еще в «Ладе» и человека хорошо знаю. Она может выдать одну хорошую игру, а после этого слегка теряет в концентрации. На площадке ей необходимо больше использовать свой опыт и брать на себя больше ответственности. Если ты играешь в воротах, то должна рассчитывать только на себя, ни на кого другого не стоит надеяться. Даже несмотря на то, что гандбол командная игра и во многих эпизодах успех будет зависеть от грамотного взаимодействия вратаря с защитой.
Полина Каплина еще совсем молодая, ей не хватает взрослого осмысления. Она очень старательная, но одного старания порой бывает мало. Ей необходимо переносить с тренировочного процесса в игровой то, что ей удается усвоить. Бывает, что у нее получается усвоить те подсказки и советы, которые она получает, потому что в этот момент у нее происходит позитивный всплеск. Но спустя некоторое время она снова упускает полученную информацию, забывает ее.
– У кого из вратарской линии лучше всего получается руководить обороной команды?
– Ни у кого. У Шаны не хватает голоса и она не может докричаться до них. А Каплина разговаривает немного. Если она что-то и говорит, то не дает полевым игрокам четкую установку. Ты например можешь сказать «Горшен, линия под тобой» – в первую очередь она должна услышать свою фамилию. А она просто кричит «Линия!» и все, человек не понимает ни с какой стороны линия, ни что это обращение к нему. То есть, в этой ситуации вратарь должен успевать думать кто вошел, с какой стороны линия, куда линия убежала, чтобы девочки вовремя поднимали руки в защите. Вратарь должен уметь руководить, но я пока этого не наблюдаю в нашей команде. Что касается Уткиной, то она тоже почти не разговаривает, хотя в некоторых играх пытается.
То, что вратари мало разговаривают с защитой – это действительно большая проблема. Я часто говорю вратарям, что нужно не надеяться на защитников, а ориентироваться по ним и уже работать по ситуации сложившиеся. Работать так, будто нет защитников вовсе.
– Если рассматривать статистику, то в каких компонентах наши вратари проявляют себя с лучшей стороны, а где у них, наоборот, возникают проблемы?
– Если брать сильные стороны, то это работа с полусредними и с угла. А вот над отражением бросков с линии и 7-метровых еще нужно поработать. Как и над их действиями во время контратак соперника. Не всегда хватает выдержки, а иногда какой-то эмоциональный всплеск может негативно повлиять.
– В системе подготовки за последнее время появилось что-то новое, что помогает вам в работе?
– Все зависит от тренера, который работает с командой, и как он видит развитие своих игроков. Есть новые тенденции, например упражнения на реакцию, когда вешаются светящиеся огоньки. Но у нас, к сожалению, именно таких технологий пока нет, но мы используем цветной картон, фишки с номерками и т.д. Во время тренировочного процесса я снимаю вратарей на короткие видео и после упражнений мы разбираем ошибки в технике, и движениях и исправляем их. Пытаюсь подключать соционику. Это концепция типов личности и взаимодействие между ними. Отчасти благодаря соционике я понимаю на каком языке разговаривать с определенным вратарем, отталкиваюсь от его восприятия информации.
— На одной из тренировок, когда вы объясняли вратарям очередное задание, вы произнесли фразу: «Я ничего не даю вам из того, чего не могу сделать сама».
– Так и есть. Все, что я даю своим вратарям, я могу выполнить сама, насколько позволит мое колено. У каждого вратаря своя школа. У Шаны подготовка и вовсе отличается. К примеру, некоторые вещи, характерные для российской школы, ей кажутся странными и необычными. А вот Полина Каплина в силу молодости еще не может правильно выполнять все мои указания, но она ежедневно пытается учиться и развиваться. При этом такое же желание и готовность работать показывают и Шана, и Лена Уткина.
Тем не менее, я считаю, что у меня лучшие вратари, какие бы они ошибки не допускали. Все равно у всех есть желание и работать, и учиться. Мы стараемся находить общий язык и с Шаной Массон, и с Еленой Уткиной, и с Полиной Каплиной. Ежедневно мы учимся друг у друга, как я у них, так и они у меня. Я думаю, что наш союз должен сработать и мы покажем успешный результат по итогам сезона!
Источник: Пресс-служба ПГК ЦСКА
Фото: Пресс-служба ПГК ЦСКА