В откровенном интервью БЦ она объясняет, как стал возможен её переход, рассказывает о жизни вне спорта и раскрывает секреты, как гандбольная семья (муж Анастасии Артём Кулак — разыгрывающий «Чеховских медведей») будет справляться с бытовыми трудностями.
— Настя, в интервью клубной пресс-службе ты упомянула, что ЦСКА связывался с тобой ещё в сентябре прошлого года. Получается, уже тогда договорились вернуться к разговору по окончании сезона?
— Нет, на тот момент никаких договорённостей у нас не было. Вообще-то ещё по ходу прошедшего сезона раздумывали с Артёмом над возможным переездом за границу: хотели играть в одном городе. Но в связи со сложившейся ситуацией в мире Артём остался в составе «Чеховских медведей». А в июне мне вновь поступило предложение от ЦСКА. И мы успешно подписали контракт.
— Раз уж сама заговорила об этом, то можешь раскрыть тайну: были ли какие-то варианты с клубами из-за границы?
— На самом деле до конкретных предложений мы так и не дошли. Всё осталось на уровне размышлений, не более. А уже потом решили, что Артём остаётся в Чехове.
— А как он отреагировал на то, что тебе ЦСКА предложил контракт?
— Вообще основной проблемой всегда было то, что тяжело найти город, где бы одновременно базировались два сильных клуба – мужской и женский. А так мы давно стремились к тому, чтобы между нами не было больших расстояний.
Даже в Европе не так много подходящих вариантов. Чаще выходит так, что либо более конкурентоспособный мужской клуб, а женский послабее, либо наоборот. Поэтому вариант с Чеховом и Москвой оказался компромиссным в нашей ситуации.
— Перед тем, как заключить контракт с ЦСКА, советовалась ли с кем-то из игроков клуба, с той же Викой Шамановской?
— С Викой я разговаривала ещё в сентябре, когда ЦСКА впервые вышел на меня с предложением. Там ведь стало известно, что Полина Ведёхина отправится на операцию и не сможет играть продолжительное время. Когда со мной связались из армейского клуба, вообще-то на эмоциях хотела согласиться сразу. Поделилась новостями с Артёмом, он меня поддержал.
Но чуть позже, когда эмоции улеглись, я немножко успокоилась, снова всё обдумала. Дело в том, что Майя, наша дочка, ещё очень маленькая была…
А в том сезоне у ЦСКА был очень плотный график: помимо внутренних соревнований ещё и матчи в Лиге чемпионов, то есть много разъездов. И Вика Шамановская тоже говорила о том, что ты постоянно в поездках. Это и был самый большой минус в моей ситуации.
Просто на тот момент не было возможности, чтобы со мной в Москву поехал кто-то из близких и остался с ребенком. Что и стало главной причиной моего отказа. Понимаю, что, возможно, для меня было бы лучше вернуться в сентябре и не пропускать сезон. Да и сама хотела. Но получилось так, как получилось.
— Ещё одним летним новичком ЦСКА из Беларуси стала Наталья Котина. У вас образуется белорусское трио. Рада, что рядом будет много знакомых лиц?
— Конечно же! Но даже если бы их и не было, то я бы спокойно познакомилась с остальными девчонками и нашла с ними общий язык. Тем более Вика не раз упоминала о том, какой здесь дружный коллектив и как всё вообще хорошо.
Да, на новом месте всегда требуется время на адаптацию, не так легко что-то менять и сталкиваться с чем-то новым. И когда есть кто-то из своих, то это проще. Но в любом случае это не проблема.
— На твоей позиции конкуренцию тебе составит Лена Михайличенко, одна из главных молодых звёзд российского гандбола. Что ты можешь о ней сказать?
— Только хорошее! Внимательно следила за матчами и за её игрой персонально. Прошедший сезон Лена провела отлично, стала лучшим бомбардиром команды, что показательно. Касательно конкуренции же могу сказать, что у меня нет планов с ходу ворваться в команду и стать первым выбором на эту позицию. Но, конечно же, тоже хочется себя показать с лучшей стороны!
— Расскажи чуть подробнее о периоде вне профессионального гандбола. Из чего состоял твой день?
— Сначала готовила завтрак, провожала мужа на тренировку. Затем завозила ребёнка в детский сад: сначала на полдня, а во второй половине сезона оставляли уже на подольше… Себя старалась поддерживать в форме и тренироваться, ходила в тренажерный зал, занималась беговыми упражнениями. Ну и решала различные бытовые вопросы.
Плюс я получила предложение от «Чеховских медведей»: помочь с проектом, ориентированным на школьников. Выступала в роли детского тренера. Так что в мой распорядок дня добавлялись и школьные тренировки.
В общем, совсем далеко от гандбола я не ушла. Соскучиться по игре не успела (улыбается). Детей-то я тренировала на постоянной основе с прошлого октября, ездила как на работу, а не так, что это было какой-то разовой акцией. А с теми, кто постарше, могла и сама потренироваться. Да и в целом зачастую проще было переодеться и на собственном примере показать упражнения, нежели объяснять и наблюдать со стороны.
Ну и ходила к Артёму на игры. Так что гандбола в моей жизни хватало. Но всё же, когда поступило предложение от ЦСКА, то внутри что-то ёкнуло: на профессиональном уровне поиграть, само собой, ещё хочется.
— Поговорим о твоей временной роли тренера: были ли страхи перед первым занятием, пришлось ли как-то адаптироваться? Или же с первого дня у тебя всё плавно пошло?
— Не могу сказать, что возникли какие-то сложности: я очень люблю детей и мне с ними легко работается. Думаю, что я бы волновалась, если бы передо мной стояла другая задача. К примеру, дали бы команду и сказали, чтоб я готовила их под какие-то конкретные цели. Тогда чувствовалась бы большая ответственность. А здесь предстояло подготовить детей к любительскому турниру «Герои города», а не пытаться слепить из них профессионалов.
Но и это интересно. Даже ловила себя на мысли, что была бы готова в дальнейшем отучиться на курсах и продолжить работу тренером. Совершенно точно могу сказать, что меня это заинтересовало.
— Этот опыт помог тебе по-новому взглянуть на любимую игру?
— Скорее — нет. Это совсем другой уровень. Когда ты приезжаешь на занятия впервые, где-то 90 процентов детей даже не имеют представления о том, что такое гандбол.
— В упомянутом тобой любительском турнире «Герои города» ты и сама приняла участие в качестве играющего тренера. Какие впечатления?
— Интересно, хотя меня сразу предупредили: здесь всё любительское, не нужно пытаться сравнивать даже близко с профессиональным гандболом. Лично мне было тяжело перестроиться. Перед глазами всё время совершенно иная картинка. Но я ни о чём не жалею, конечно: поиграла в своё удовольствие, побегала, побросала мяч по воротам (улыбается).
— Тогда о профессиональной карьере: какой эпизод из неё для тебя остаётся самым памятным и ценным?
— Непростой вопрос, даже сложно с ходу что-то сказать… Когда я пришла в БНТУ в 2011 году, то клуб изначально считался непобедимым, многие чемпионские титулы оформлял досрочно. Но поднялся «Гомель», в команду пришёл Томаж Чатер. После этого в чемпионате Беларуси стало намного интереснее. Помню, когда мы впервые уступили чемпионский титул, а затем вернули себе «золото» (уже был плей-офф): думаю, что этот момент и стоит назвать самым ценным.
— Перед возвращением тебя не терзают сомнения? Ведь может что-то пойти не так, а на адаптацию потребуется больше времени, чем ты сама планируешь?
— Мысли на эту тему есть, что скрывать. Помню, когда возвращалась на площадку после декрета, то была такой растерянной: не могла даже понять, как взять в руки мяч и бросить. А потом началась предсезонка, у меня болело всё тело, хотелось махнуть рукой на всё и уйти назад в декрет (смеётся). Но в итоге было тяжело лишь до первых игр, а потом как-то уже само собой пошло.
Понятно, я не рассчитываю на то, что с первых игр всё будет получаться на 100 процентов. Да и все вокруг прекрасно понимают, что после паузы невозможно за месяц-полтора полностью восстановиться. Плюс в том, что я проведу с командой полноценную предсезонную подготовку: вот если бы я согласилась вернуться в прошлом сентябре, то её отсутствие совершенно точно сказалось бы.
Страх и волнение всё равно присутствуют. Мне кажется, если бы не мой муж, то я бы и не вернулась вовсе. Потому что у меня есть некая неуверенность и недооценка собственных сил. Ещё когда из декрета выходила, то Артём очень подбодрил и поддержал. Ну и сейчас он разгоняет все мои сомнения.
Так что будем пробовать и стараться. Лучше возвращаться с таким настроем, нежели вышибать ногой дверь со словами: «Я звезда, сейчас всем всё покажу». Пускай я подойду с небольшой недооценкой своих возможностей, но с готовностью работать на максимуме.
— Опять к быту: Артём играет в Чехове, а ЦСКА базируется в Красногорске. К какому решению вы в итоге пришли?
— Ну а что тут сделаешь? Так и будет: Артём в Чехове, а я в Красногорске. Уже подыскала себе квартиру там. Тяжело, конечно же. Вроде думаешь, что 70 километров не так и много, но пробки… А даже если и без них, то ехать полтора часа. Каждый день так не поездишь, дорога очень выматывает.
Поэтому решили, что станем жить на два города, а выходные, понятное дело, проводить вместе. Потому что всё равно это не дальний свет. А дочка будет с нами поровну: неделя через неделю. Так проще, ведь в Чехове у нас уже есть садик.
— А если вы одновременно окажетесь в отъезде, кому доверите опеку Майи?
— На время предсезонных сборов оставим дочку в Беларуси. Потом мы её заберём с собой, а тут за ней первое время будет присматривать мама Артёма, которая едет с нами. Ну а дальше решим уже. Тем более в Чехове у нас есть няня, которая уже как доверенное лицо. Думаю, с этим проблем в целом не должно возникнуть.
— Предсезонная подготовка стартует совсем скоро. С какими ожиданиями подходишь к ней, да и вообще к старту сезона?
— Старт всегда с нетерпением ждёшь. А по ходу предсезонки, мне кажется, все хотят закончить с гандболом (улыбается). В любом случае моя летняя работа уже началась: активно готовлюсь, потому что много пропустила. Занимаюсь по индивидуальному плану – бегаю кроссы, хожу в тренажёрный зал.
Ну и хочется поскорее познакомиться с командой и окунуться в эту атмосферу. Честно: мне не хватает командного духа, ведь с самого детства я привыкла быть с девчонками. Это как вторая семья. Командный спорт – это же круто. Всегда есть поддержка со всех сторон, а если где-то не добежишь, то тебя донесут или дадут пинка (смеётся).